В дошкольном
возрасте расширяется круг общения
детей. Становясь более самостоятельными,
дети выходят за рамки узкосемейных
связей, и начинают общаться с более
широким кругом людей, особенно со
сверстниками. Расширение круга общения
требует от ребенка полноценного овладения
средствами общения, основным из которых
является речь. Это связано с тем, что
именно при помощи речи, устной и
письменной, ему предстоит усваивать
всю систему знаний. Если устной речью
он уже овладел до школы, то письменной
ему еще только предстоит овладеть. И
чем лучше будет развита у ребенка ко
времени поступления в школу его устная
речь, тем легче ему будет овладеть
чтением и письмом и тем полноценнее
будет приобретенная письменная речь.
У детей
нередко наблюдается не резко выраженное
отставание в речевом развитии, которое
в дошкольном возрасте обычно не привлекает
к себе особого внимания, но в дальнейшем
значительно затрудняет овладение
письмом и приводит к появлению в нем
специфических ошибок, не поддающихся
устранению обычными школьными методами.
Поэтому очень важно выявить даже самые
незначительные отклонения в речевом
развитии дошкольника и успеть их
преодолеть до начала его обучения
грамоте.
Обязательной
проверке подлежит следующее:
1. Правильность
произношения звуков.
2. Умение
различать звуки речи на слух.
3. Владение
элементарными навыками звукового
анализа слов.
Как
известно, в традиционной дошкольной
методике развития речи основной формой
было обучение на специальных занятиях.
Но
практика и многочисленные современные
исследования доказали, что на занятиях
речь детей почти не развивается,
фронтальные занятия не эффективны.
Что
же эффективно и почему?
Прежде
всего определим, что необходимо для
успешного воспитания ребенка в
детском саду:
1)
эмоциональный комфорт (положительные
эмоции);
2)
демократический (партнерский,
доверительный) стиль общения
(воспитатель-партнер), но партнер-инициатор
и консультант);
3)
достаточная свобода для деятельности
(свобода, но не анархия);
4)
большое количество материалов для
"исследований”, много пособий, игр,
т.е. развивающая и обучающая среда.
Овладение
речью происходит в процессе общения и
в ходе познания ребенком действительности.
Взрослый организует и материальную,
и языковую среду, увлекает в совместную
деятельность и выступает как образец,
живой носитель тех способностей,
которыми малышу предстоит овладеть.
Педагог - образец речевой культуры.
Замечательно, если он обладатель таланта
общения-главного таланта в жизни (такой
вывод сделали современные исследователи,
изучая биографии "успешных” людей).
При этом для педагога развитие речи
детей - одна из важнейших целей работы,
но у самих детей такой цели нет. Для
них речь не цель, а средство реализации
своих потребностей в общении, в игре, в
познании.
Поэтому
и основной формой обучения будут не
столько специальные занятия, сколько
естественная жизнь детской группы. Но
жизнь эта также организуется и протекает
в различных формах. Перечислим основные.
1.
Общение: неподготовленное и подготовленное,
а также спровоцированное. "Живое”
общение с правилами, так называемое
этикетное. Общение через письма.
Расширение круга знакомств детей.
2.
Игры. Речевые действия как часть речевого
поведения. Ролевые игры. Речевое поведение
ребенка в сюжетно ролевых и театрализованных
играх. Театрализованные игры как средство
развития связной речи.
3.
Учебно-игровые ситуации, возникающие
по инициативе взрослого или ребенка,
где ребенок может проявить речевую
активность.
4.
Пение. Стихотворение - рифмование.
5.
Организация мини туризма. Экскурсии.
Музейный туризм.
6.Развитие
речи через использование СМИ (радио,
телевизор, периодическая детская
печать).
7.
Труд: трудовые и речевые действия.
8.
Досуг. Праздники и развлечения как
эффективная форма обучения речи.
С
чего начинать речевое воспитание
ребенка? Конечно, с изучения проблем
малыша, особенностей его семейного
воспитания, развития его личности,
коммуникативных речевых навыков.Подробнее.../______.doc
«Мониторинг эффективности
коррекционно-развивающей работы».
Подробнее .../___.doc 28 января 2011 года
на базе МДОУ № 3 было проведено
методическое объединение учителей-логопедов
городского округа Отрадный.Подробнее.../.doc